Последняя икона империи.

История явления Богородицы русским воинам между городками Мариямполе и Августов в начале Первой мировой войны.

Чердынь — это городок. Самый древний на Урале. Три сотни верст на север от Перми. На берегу реки Колвы — мужской Иоанно-Богословский монастырь, основанный в 1462 году, храм Иоанна Богослова. В нем находится икона Августовской Божьей Матери, писанная во время Первой мировой войны.

Специальная комиссия Святейшего правительствующего синода рассматривала это дело полтора года. Расследование начали осенью 1914-го, решение приняли в апреле 1916-го. Благословили чествование в храмах икон, изображающих явление Богородицы русским воинам между городками Мариямполе и Августов в начале Первой мировой войны.

Фото: Екатерина Коптелова.

Решение-то приняли, но громоздкие бюрократические процедуры завершить не успели. Наступил 1917 год, и вскоре Синод прекратил существование. Понадобилось без малого девяносто лет, чтобы Патриархия Русской православной церкви вернулась к вопросу о включении Августовской иконы Божьей Матери в церковный месяцеслов. 17 апреля 2008 года предстоятель РПЦ Алексий II благословил ее повторно. Во многих храмах и монастырях России, Украины, Белоруссии, Молдавии священнослужители получили право на чтение акафиста в честь иконы 14 сентября, в день явления Богородицы в небе над Августовским лесом.

Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым
Русская армия в Августовских лесах. 1914 год.

В ЛЕСУ

Августовский лес сохранился до сих пор. Правда, заметно «усох» за последний век. Он находится на стыке польских, белорусских и литовских земель. Польский городок Августов — на западной границе пущи, литовский Мариямполе — в 50 километрах севернее. Сотню лет назад это были земли, входившие в состав Сувалкской губернии Российской империи.

Что чему обязано названием, сейчас уже не разберешь. Лес в честь городка или городок в честь леса. Но вот название иконы — «Августовская» — связано не с географией, а с военной победой. В середине сентября 1914 года русские войска атаковали германцев в Августовском лесу, выбили их оттуда и повторно вошли на территорию Восточной Пруссии. Операция продолжалась более двух недель и носила не только сугубо стратегический характер, но и психотерапевтический, если угодно. После разгрома 2-й армии генерала Самсонова в Танненбергском сражении в конце августа моральный дух в частях Северо-Западного фронта несколько упал. Требовалась срочная реабилитация.

Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым
А. Красовский. В Августовском лесу. 1914 год. Хромолитография.

Накануне наступления произошло чудо. О чем и сообщила газета «Биржевые ведомости». Вырезка хранится в Российском государственном историческом архиве. «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовом. Приводим из него выдержку буквально: «…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуак. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло»… После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Заметка так и называлась — «Чудо». А случилось оно 14 сентября 1914 года.

Фото: Екатерина Коптелова
Изображение явления Божьей Матери в Августовских лесах.

В СИНОДЕ

Подтверждение поступило из Ставки Главковерха. От протопресвитера Русской армии Георгия Шавельского со ссылкой на священника лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка Иоанна Стратоновича: «1 сентября с.г. в 11 часов ночи обоз 2-ого разряда Бригады Лейб Гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находятся вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощницы. И что же?

Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние, из маленьких звезд, и чудесный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера г. поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продержавшееся около ½ часа, и призываемое на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла также яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось…»

Расследование началось. В первых же архивных записях можно прочитать о том, что были опрошены кирасиры Ее Величества Иван Тех, Иван Лакеев, Григорий Скрипель, Дмитрий Серегин, поручик Александр Зернец, старший унтер-офицер Василий Варнашев, кирасиры Его Величества Петр Щит, Иван Еревско, подпоручик 1-й Его Величества батареи гвардейской конноартиллерийской бригады Терехов…

Находились и скептики. Так, бывший командир 1-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал-лейтенант Николай Казнаков списал историю с явлением на луч прожектора, попавший на изображение иконы и креста на земле, коих в районе Мариямполя множество. Генерал прибавил, что он много раз видел собственное лицо на облаках, отраженное лучами автомобильного прожектора. Уместно отметить, что в послужном списке Николая Николаевича данных о контузиях головы не имеется.

Фото: Екатерина Коптелова
Прошение управляющего московской Синодальной типографией в хозяйственное управление при Святейшем синоде.

В ДУХОВНОМ ЦЕНЗУРНОМ КОМИТЕТЕ

«В Петроградский Духовный Цензурный Комитет, в начале января сего года поступило на рассмотрение изображение «Знамение Августовской Пресвятой Богородицы», составленное Л. Париловым на основании газетных сообщений о явлении Богоматери нашим воинам на Прусской границе. В виду того, что самый факт явления, насколько известно Комитету, официально не удостоверен и наименование «Августовская» при таких условиях представляется нововведением, Комитет отклонил прошение Л. Парилова. В настоящее время в Комитет поступило новое заявление типографии Кюгелен, Гличь и Ко о разрешении прилагаемого при сем изображения «Видение воинам Богоматери». Так как несомненно, что и в будущем в Комитет поступят еще новые прошения о разрешении изображений, составленных на основании газетных сведений об этом явлении, Петроградский Духовный Цензурный Комитет долг имеет просить руководственных указаний…».

Архимандриты-цензоры как в невскую воду глядели. В феврале поступила просьба от вдовы присяжного поверенного Ольги Ильиной с просьбой разрешить издание написанной ею иконы «Явления Божьей Матери» перед Августовским сражением. Госпожа Ильина обещала перечислять прибыль в распоряжение великой княгини Ольги Александровны, чье письменное согласие уже получено. Прошение оставили без последствий. Временно.

Фото: Екатерина Коптелова
Храм Иоанна Богослова, Леушинское подворье. Санкт-Петербург. Здесь находится один из канонических списков Августовской иконы.

В ГОРОДАХ И ВЕСЯХ

Своеобычность Августовской иконы в том, что нет привычного в большинстве других случаев первоисточника. Оригинала, с которого делались бы следующие списки. Весть о явлении разнеслась по стране стремительно. И Синод с его заседаниями Синодом, а народная вера стала наполнять случившееся в Августовском лесу собственными смыслами.

Церковным иерархам пошли письма-просьбы и даже письма-требования. Из Екатеринодара сообщили, что благочинный 2-го округа области Кубанского казачьего войска отец Георгий (Бойко) просит разрешения удовлетворить запрос настоятеля Троицкой церкви в станице Платнировской отца Филиппа (Шамрая) соорудить икону на средства, собранные прихожанами по предоставленному рисунку.

Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым
Ирина Леонтьевна Лубнина.

В Одессе случился форменный скандал. В хромолитографии некоего Фесенко с разрешения Одесской военной цензуры стали печатать листовки-открытки с изображением Августовской Богородицы и продавать. Многие из купивших затем шли в храмы и просили тамошних батюшек освятить эти листовки, будто иконки.

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим испросил в Петрограде пояснений, что ему отвечать верующим на желание заказать иконописцам образ Заступницы. Оно вроде как понятно, что расследование не закончено и, стало быть, с разрешением надо подождать. Вот только обратившиеся верующие — жены и вдовы солдат, воюющих на западных границах империи. От имени этих женщин обращение к властям направила прихожанка церкви села Осиновское Шадринского уезда солдатская жена Прасковья Агапитова.

Отец Григорий (Милов) из села Бессоновка Пензенского уезда представил в столицу по начальству три рисунка с изображением Богородицы, которые в округе начали продавать как иконы. И добавил, что его прихожане желают приобрести одно из изображений для приходского храма.

Случалось, обходились вовсе без запросов и разрешений. На обратной стороне иконы, хранящейся в Кременском Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считающейся его главной святыней, есть надпись: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов…». Далее список из фамилий 52 казаков, ушедших из хутора на фронт. И дата. 12 ноября 1915 года.

Прихожане села Успенское Елецкого уезда заявили настоятелю своей приходской церкви о желании иметь в храме образ явления Пресвятой Богородицы русским войскам. В обращении к священникам они ссылались на то, что подобная икона есть в церкви села Лобаново Ефремовского уезда Тульской епархии и создана по рисунку, помещенному в журнале «Русский паломник».

Фото: Екатерина Коптелова
Августовская икона, написанная прихожанкой храма Иоанна Богослова в благодарность за исцеление. Один из четырех канонических списков иконы в мире.

В КАНАДЕ, ПОЛЬШЕ И СЕРБИИ

Ирина Лубнина родилась в 1862 году в Вятской губернии. Немного в императорской России было женщин-художниц. А уж тех, что специализировались на иконописи, церковных фресках и фотографии — единицы. Ирина Леонтьевна была из таких. Известность к ней пришла в начале ХХ века, когда в Москве она организовала работу художественной, реставрационной мастерских и химической лаборатории. Основала первую православную художественно-религиозную живописную женскую студию и при ней общежитие. Писала иконы для императорской фамилии, за что настоятель церквей в имении Его Величества Ливадия протоиерей Иустин Юзефович в официальной бумаге прописал ее «придворной художницей и реставраторшей». Сгинула после ареста и приговора в 1931 году.

Вдова внука императора Александра III Ольга Николаевна Куликовская-Романова рассказывала: «Осенью 1993 года иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На ее обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой мировой войны, с таким дополнением: «Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914–1916. Икону писала Ирина Лубнина». Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу ее в наш приходской храм Пресвятой Троицы».

Фото: Екатерина Коптелова
Русская церковь в городе Сувалки. Польша.

Ольга Николаевна приняла деятельное участие в том, чтобы Августовская икона была включена в месяцеслов РПЦ. В 2014 году приехала в Белград и вместе с членами российской делегации во главе с отцом Геннадием (Беловоловым) возглавила церемонию по передаче списка Августовской иконы Сербской церкви. Повод был вовсе не праздничный — разрушительные для Сербии события в Косово. Этот список создал петербургский художник Ростислав Гирвель. Первый вариант находится в питерском подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, затопленного в 40-е годы прошлого века во время создания Рыбинского водохранилища. Список со списка заказала одна из прихожанок, после того как молитвы перед образом Августовской иконы избавили ее от недуга. Отец Геннадий решил, что в Сербию надо отправить первоначальный список Гирвеля, а повторную копию оставить в подворье.

Первый в мире храм Августовской Божьей Матери. Село Бугры, Ленинградская область. Прихожане просят помощи в разрешении и семейных, и житейских проблем.

Что-то мешало выполнить задуманное в срок. Вплоть до таких мелочей, как многократные поломки автобуса, на котором из Петербурга везли икону в Белград. И ломался он в тех местах, где в 1914–1915 годах шли бои в Августовских лесах. Оно и на пользу. Во время одной из экспедиций был отслужен молебен в Сувалках, после которого договорились с местным священником, что в Августове будет построена часовня, куда передадут еще один список. На молебен съехалось столько людей, что службу перенесли в центр повята, по-нашему — райцентра. Но и в Сувалках не остались равнодушными к этой истории. Вот уже несколько лет православный храм Всех Святых на православном кладбище в Сувалках, построенный еще в конце XIX века, украшает икона Августовской Богородицы.

Фото: Екатерина Коптелова
Храм Александра Невского в Софринской бригаде. Московская область. В храме есть несколько старинных списков иконы. Один из них передан потомком свидетеля явления Божьей Матери в Августовских лесах.

В БУГРАХ

Поселок Бугры Ленинградской области стоит на границе с Петербургом, на самом ее севере. Ничем особенно не примечательный, хотя первое упоминание в летописях о поселении в этих местах относится к 1500 году. Мыза как мыза. Переходила от одного владельца к другому, пока уже в советское время здесь не возник совхоз «Молодой пахарь». Болота осушили по мере возможностей, развели промышленные огороды. Во время войны в Буграх дислоцировалась женская стрелковая бригада 472-го отдельного Краснознаменного радиодивизиона, которая отслеживала подлеты немецкой авиации к Ленинграду. С тех пор присутствие военных в поселке стало обязательным.

На территории воинской части уже в наше время и возникла скромная, больше напоминающая часовню приходская церковь, первым настоятелем которой был отец Димитрий (Василенков). Военный священник со списком иконы объездил весь Северный Кавказ, когда он в 90-е годы прошлого века превратился в горячую точку. Средства на церковь собрали быстро и построили ее всего за год. Никто не гнался за масштабами и архитектурными изысками. Просто церковь была нужна в Буграх — и все. В 2010 году состоялось ее освящение, и в России появился первый храм Августовской иконы Божьей Матери. Тогда еще — гарнизонный. Сейчас в нем три списка, один из них исполнен все тем же известным иконописцем Гирвелем. По рассказу отца Дионисия (Тараута), заместившего отца Димитрия, церковь строилась быстро и без присущих этому процессу трудностей. Будто помогал кто-то невидимый.

Фото: Екатерина Коптелова
Храм иконы Божьей Матери «Знамение». Село Знаменское, Одинцовский район, Московская область.

В ПОДМОСКОВЬЕ

Нет ничего удивительного в том, что к этой иконе военный люд относится с пиететом. В Пушкинском районе Подмосковья стоит знаменитая Софринская бригада. Если формально — 21-я отдельная бригада оперативного назначения. Это — российский спецназ. Часть относительно молодая, 1988 года рождения, но ее боевой путь пролегал через все горячие точки новейшей истории нашей страны. Фергана, Карабах, Вильнюс, обе чеченские… По данным на 2017 год, безвозвратные потери бригады составили 109 человек. Три Золотые Звезды Героя…

На месте дислокации бригады с 2009 года действует храм Святого благоверного князя Александра Невского. Одним из тех, кому мы обязаны прославлением Августовской иконы в месяцеслове РПЦ, был писатель Андрей Фарберов, автор книги «Заступничество Богородицы», вышедшей в свет как раз в год прославления. Именно по его инициативе, поддержанной игуменом Феофаном (Замесовым), в бригадном храме появился придел Августовской иконы. Андрей Иосифович ушел из жизни 16 июля 2018 года, в день 100-летия казни императорской семьи в Екатеринбурге.

В день праздника иконы, 14 сентября, в храме — обязательная служба. И крестный ход. Сейчас в храме находятся две старые Августовские иконы и одна новописаная. Первая дореволюционная икона расположена в центральной части храма. Она была найдена бывшим военнослужащим, ныне священником иереем Павлом Лоскутовым из храма иконы Казанской Божьей Матери при Уральском институте бизнеса и управления Екатеринбурга. Икона была выкуплена православной общиной в антикварном салоне уральской столицы в 2011 году и подарена церкви в Софрино. Вторая передана в храм из Волгограда, принадлежала потомкам участника событий сентября 1914 года.

Фото: Екатерина Коптелова
Храм Всех Святых. Город Нестеров, Калининградская область. Единственная на сегодня Августовская икона в алтаре храма.

В селе Дарна Истринского района действует Крестовоздвиженский храм. Его настоятель протоиерей Константин в миру был военным, прошел афганскую войну. Не случайно на территории храма расположен «Сад памяти Баграмского разведывательного батальона». По благословению отца Константина и по заказу сотрудников спецподразделения «Альфа» для церкви военнослужащим Антоном Старцевым был написан новый список иконы. «Везде есть участие Бога, особенно на войне», — говорит отец Константин.

В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Восточная Пруссия… Победы и поражения 1914–1915 годов. Здесь дрались и после, в 1944–1945-м. Городок Шталуппёнен. Нынче — Нестеров. Здесь два места, где окормляет паству протоиерей Георгий Бирюков. Церковь Святого Духа в самом Нестерове и часовня Пресвятой Богородицы в поселке Чернышевское, что в 10 километрах восточнее, прямо на российско-литовской границе.

Отец Георгий — флотский, капитан-лейтенант запаса, помощник командира воинской части по работе с верующими военнослужащими. И еще — знаток местных краев. В Свято-Духовом храме икона Августовской Богородицы находится рядом с Царскими вратами, первая слева. А в часовне акафист читается каждую неделю. Основную свою задачу отец Георгий помимо прямых обязанностей видит в сохранении памяти о погибших «за веру, царя и Отечество». Каждый год в августе совершается крестный ход к местам захоронений Первой мировой войны, к мемориалу. В обязательном порядке — к мемориальному комплексу в поселке Совхозное Нестеровского района, где лежит 438 русских и 646 немецких воинов, павших 20 августа 1914 года в Гумбинненском сражении.

Фото: Екатерина Коптелова
Старинный список Августовской иконы в храме Христа Спасителя в Москве.

В ЧЕРДЫНИ

Списки иконы Августовской Божьей Матери есть в белорусском Гомеле и Гомельской области, в Нижнем Тагиле, в здании Главного штаба на Дворцовой площади Петербурга и в храме Христа Спасителя в Москве. А тянет почему-то в Чердынь.

Мужской Иоанно-Богословский монастырь в Чердыни был упразднен в 1784 году во время секвестра, затеянного императрицей Екатериной Великой. После восстановления в 1910 году местный монастырь стал женским. Игуменья Руфина навела порядок, жизнь стала налаживаться, но — война… По решению настоятельницы в монастыре был открыт приют для сирот из семей погибших воинов. Каким образом узнали монашествующие о явлении Божьей Матери в далеких Августовских лесах, не ясно, но в храме Иоанна Богослова появился список иконы.

В сочельник 1919 года солдаты 25-го Тобольского Сибирского стрелкового полка выдавили из Чердыни советскую власть. А на Пасху командиру полка подполковнику Антону Бордзиловскому монахини вручили вышитое ими собственноручно знамя части. Состоялись сопутствующие такому торжественному событию церемонии. Наивно думать, что солдаты и офицеры не осенили себя крестным знамением у иконы Августовской Божьей Матери. Тем более что добровольческий отряд в 100 штыков, из которого вскоре вырос целый стрелковый полк, формировался из жителей Чердыни. К слову, полковое знамя находится на хранении в Центральном музее Вооруженных сил РФ в Москве. Уцелело…

В том же году власть вновь переменилась, монастырь закрыли, но разорять не стали. Кто-то наверху умел думать и отдал распоряжение превратить обитель в склад церковных ценностей. По словам краеведа Екатерины Котельниковой, это спасло многое из того, чем располагали до эпохи богоборчества уральские храмы и монастыри. В том числе и чердынскую икону Августовской Божьей Матери, которой более века.

ИСТОЧНИК: Русский Мир.

Просмотры: (186)

Добавить комментарий