Преподобный Трифон Вятский и Соликамский образ святителя Николая

Одна из наиболее почитаемых святынь Соликамска — складень с иконой святителя Николая Мирликийского чудотворца. Интересна история этого образа.

Протоиерей Александр Луканин в своей книге «Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска», изданной в 1882 году, так описывал эту соликамскую реликвию:

Соликамский образ свт. Николая Чудотворца

«Самый примечательный по древности и в отношении историческом есть аналойный складной образ святителя Николая, находящийся в… Соликамском соборе. Икона эта пожалована г. Соликамску царем Иоанном Васильевичем Грозным по следующему случаю. Сибирские народы остяки, вогуличи и татары… при первоначальном заселении Соликамска делали частые набеги на город, убивали жителей и уводили в плен, жгли домы, грабили и опустошали страну.

Жители города хотя и защищались собственными силами и средствами, но часто терпели от них поражения и разорение, а потому, когда узнали, что царь Иоанн Васильевич находится с войском под Казанью, послали к нему просить войска для защиты страны от набегов и опустошения.

Вместо того царь послал им образ святителя Николая Чудотворца с грамотою такого содержания, что поелику царь стоит со своим войском под Казанью, то и не может уделить из оного для защиты Соликамска, но посылает им образ святителя Николая, который защитит их от вражеского нашествия. Грамота эта сгорела, говорят, в который-то из пожаров, в прежнее время так часто опустошавших г. Соликамск и ни у кого не осталось копии с оной.

Царь Иоанн Васильевич был под Казанью во второй раз в 1552 году; следовательно, к этому времени относится пожалование иконы. Но об этом сохранилось только предание, письменных же свидетельств ни в летописях, ни в других актах нет.

В писцовых книгах 1624 года подробно описаны все иконы в храмах, упомянуто и об этой налойной складной иконе, но не сказано, что этот образ пожалован царем… Неугасимая свеча перед образом показывает, что образ этот был в особенном почтении. Он невелик, четверти в полторы… Киот украшен богато… снаружи обложен был неразрезным бархатом… до 1853 года сохранялся и шитый шелком на пелене образ Святителя, упоминаемый в писцовых книгах… Живопись на иконе и на створках, по отзыву знатоков, искусная чистая, отчетливая и весьма древняя.

Только лицо Святителя, кажется, поновлено после, потому что оно писано масляными красками, а одежды и поле на золоте, изображение же на створках – на белке; но поновление лица сделано, по словам знающих старинную живопись, тоже очень давно и весьма искусно в древнем штиле. Все это показывает, что икона эта весьма древняя и писана не позже, как в 16 столетии. А украшение ее серебром, золотом и камнями, складная и, так сказать, походная форма, искусная и древняя живопись делают очень вероятным предание о принадлежности этой иконы царю Иоанну Васильевичу и о пожаловании ее г. Соликамску в 1552 году во время похода на Казань, а неугасимая лампада, горевшая пред иконой в старину день и ночь, показывает особенное к ней уважение, как дару царскому».

В «Историческом путеводителе по Соликамску» священник Иаков Шестаков (прославленный в 2000-м году в лике святых Русской Православной Церкви) читаем, что Соликамский епископ Феофан в 1917 году еженедельно читал акафист святителю Николаю перед этим образом. Владыка в декабре 1918 года принял мученическую кончину и ныне предстоит за паству свою пред Престолом Божиим.

Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

Но есть основания предполагать, что перед этим образом молился еще один дивный подвижник, прославленный нашей Церковью в лике святых – преподобный Трифон Вятский Чудотворец, 400-летие блаженной кончины которого торжественно праздновалось 21 (8 ст. ст.) октября 2012 года, чей духовный путь в иноческом чине начался с пострига в Пыскорском монастыре во второй половине 1560-х гг.

У преподобного Трифона были личные основания для особого почитания Святителя Николая. Вот как описывается это в Житии преподобного:

«Игумен постриг преподобного в иночество и нарек ему имя Трифон. В то время ему было 22 года от рождения. Со дня иноческого пострижения блаженный еще усилил свои подвиги: он служил братии, трудами смирял плоть, ночами бодрствовал и молился. Все дивились его подвигам и великому смирению.

Вскоре преподобный за свое благочестие был избран от братии и благословлен настоятелем на послушание пономаря: прислуживать в святом алтаре во время Богослужения, а также следить за порядком в храме Божием. В то же время он проходил и другие монастырские послушания: пек просфоры, сучил свечи, варил кушанья для братии, пек хлебы, носил дрова из леса, сверх того, настоятель дал ему послушание ходить за болящими братиями — кормить и поить их.

Все эти работы преподобный исполнял без ропота, с великой радостью. Однако и таких подвигов было мало для преподобного Трифона. В летние ночи он выходил из своей келии и, обнажившись до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам и оводам. И так неподвижно, как столб, он простаивал на молитве до утра. К церковным службам подвижник приходил первым. Из церкви же уходил в свою келию, ни с кем не разговаривая и не слушая праздных разговоров.

Твердо исполнял святой келейное правило, вкушал лишь хлеб да воду, и то в меру, в определенные дни. Постели он не имел и ложился не надолго уснуть на земле. Вероятно, от таких непрестанных трудов и великих подвигов преподобный Трифон тяжко заболел: не принимал пищи, не спал, наконец, не мог он двинуться, так что переворачивали его другие иноки.

Болел он более сорока дней, плакал и раскаивался в своих согрешениях. Однажды, когда болящий был в забытьи, явился Ангел Господень в светлых ризах и, став по правую руку, сказал: «Я твой Хранитель, послан от Бога. Мне повелено взять душу твою».

Преподобному представилось, что у него выросли крылья. Он встал, как будто никогда не болел, смотрел на свой одр, и одр показался ему как бы землею. Ангел возлетел на воздух. Преподобный как будто следовал за ним. Ни неба, ни земли не видел он, видел только чудный свет. Великий глас сказал Ангелу: «Ускорил еси взяти душу его, но паки возврати его» («Поспешил взять душу его, возврати обратно»). Ангел Божий поставил преподобного в келлии, где он лежал, и стал невидим.

Продолжалось это чудесное событие с шести часов до двенадцати. И если бы кто видел тогда преподобного, тот бы подумал, что перед ним лежит бездыханное тело. По промыслу Божию, чтобы преподобного не приняли за усопшего, настоятеля и братии в это время не было в обители; они трудились на жатве хлебов. Очнувшись от своего видения, подвижник воззрел на иконы и горячо молился о своем спасении.

Вдруг он замечает у своего одра стоящего старца в светлой одежде. Это был святитель Николай Чудотворец. В руках святителя был крест. Он сказал преподобному: «Раб Божий Трифон, ты болен?» «Да, господин мой, — отвечал болящий, — я сильно изнемогаю». — «Встань и ходи». — «Но я не могу, господин мой». Тогда светлый муж взял болящего за руки. Поднял его со словами: «Встань и ходи». И благословил преподобного Трифона своим крестом. Больной почувствовал себя совсем здоровым. С того времени преподобный Трифон стал подвизаться еще усерднее. И Господь прославил Своего раба даром чудес».

Когда преподобный Трифон осенью 1579/1580 года, решив покинуть пределы Пермской земли, шел с Чусовой в Чердынь к своему духовнику – игумену Иоанно-Богословского монастыря Варлааму, путь его пролегал через Соликамск. И думается, не мог он пройти мимо, не поклонившись местной святыне – чтимому образу Святителя Николая, не помолившись перед дальней дорогой. От Никольской Соликамской лежал его путь к Никольской Великорецкой иконе на Вятку.

Число святынь, утраченных Соликамском в богоборческие годы, огромно. Но Господь сохранил образ угодника Своего. Икона при закрытии кафедрального собора попала в местный краеведческий музей. В 1965 г. складень увезли в Москву на реставрацию. Сорок лет под разными предлогами откладывалось возвращение его на Соликамскую землю.

Возвращение иконы свт. Николая в Соликамск

Долгожданное событие произошло в 2005 году – 28 июня отреставрированный образ святителя Николая сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства был передан делегации Соликамска. В торжественном мероприятии принимали участие епископ Пермский и Соликамский Иринарх, представители администрации Пермского края и многочисленные журналисты.

В тот же день чартерным рейсом образ был доставлен в Пермь, и два дня святыня находилась в кафедральном соборе, доступная для поклонения тысяч православных жителей Пермского края. 1-го июля реликвия вернулась на Соликамскую землю. Владыка с многочисленным собором духовенства отслужил молебен, и грандиозный крестный ход, каких давно не видел древний город, двинулся к Богоявленской церкви. Прихожане Соликамских храмов, многочисленные иногородние паломники и все жители города были объединены общей духовной радостью. Благодатный образ у Богоявленской церкви был встречен словами акафиста: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!»

Богоявленский храм, отреставрированный к торжественному дню, был готов к встрече долгожданной святыни. Отслужив молебен, епископ Пермский и Соликамский Иринарх поблагодарил тех, кто принимал участие в возвращении иконы Святителя Николая и восстановлении храма.

Ныне образ святителя Николая находится в Богоявленской церкви – отделе древнерусского искусства Соликамского краеведческого музея. Святыня почитается не только жителями города, паломники к ней едут со всей епархии и из-за ее пределов. Посетители православных ярмарок, проходящих в Перми традиционно в дни Успенского поста, также могут помолиться Святителю у его древнего образа.

Четыре века прошло со дня блаженной кончины преподобного отца нашего Трифона, архимандрита Вятского Чудотворца. И на Пермской земле почитается память пыскорского постриженика. Не прерывается связь времен и связь духовная святых с нами, ныне живущими. У того же образа мы можем помолиться: «Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим!» А на новописанной иконе, находящейся в Свято-Трифоновском храме Пыскорского подворья Пермского Богоявленского монастыря, изображения двух святых – Святителя Николая Мирликийского и преподобного Трифона архимандрита Вятского Чудотворцев.

…Вот такая история…

 

Просмотры: (394)

Добавить комментарий