К вопросу о местах захоронениях времен Гражданской войны в Соликамске

Лыткин Д.С.,
старший научный сотрудник
МУК «СКМ»

Этот вопрос сейчас вновь актуален, потому что долгие годы события гражданской войны рассматривались и изучались только с одной стороны – со стороны победителей. Мы не могли представить себе полной картины происходящего в эти годы. Так, например, признавалось существование только белого террора, и все исследования были направлены на подтверждение его жертв.

Во многих населенных пунктах нашей страны устанавливались обелиски на местах гибели и братских могилах героям гражданской войны. И в Соликамске тоже есть такой обелиск. Он установлен на «борке» — месте между Соликамском и Боровском, около автобусной остановки РМЗ. Соликамцы часто проезжают мимо него и многие даже не догадываются, кому он поставлен.

«Борок»

В литературе советского периода этот обелиск значится, как «установленный на братской могиле жертв колчаковских расправ»1. Раньше место это называлось «борок», и до революции здесь, на поляне, окруженной сосновым бором, устраивались народные гуляния на Троицу. Никто тогда не мог подумать, что пройдет несколько лет, и это место станет памятно расстрелами. Справедливости ради нужно сказать, что расстреливали здесь не только колчаковцы, но и в свое время – чекисты врагов революции, называя борок стрельбищем.

Естественно, сейчас трудно найти документы, подтверждающие расстрелы, проводимые ЧК, как впрочем, и документы, подтверждающие расстрелы, проводимые колчаковцами. Источниками информации по этим событиям могут являться воспоминания их участников.

Так информация о расстрелах на «борке» коммунистов колчаковцами полностью взята из воспоминаний родственников и друзей погибших. В основном в них отражались зверства «белобандитов», но в некоторых проскальзывает информация и о красном терроре.

Так, например, в воспоминаниях бывшего красногвардейца Буторина Федора Андреевича говорится о том, что такие расстрелы в Соликамске проводились в ночное время суток:

«С великим трудом нам удалось разоблачить капитана Зырянова А. Ф., он каждый день своего пребывания в наших рядах расспрашивал у красногвардейцев, чем они занимались ночью, кого возили на расстрел, кого арестовали…»2

Капитан Зырянов был приговорен к расстрелу, но ему удалось бежать прямо во время казни и вернулся он в город уже с войсками Колчака.

Итак мы видим, что расстрелы в городе были, причем увозили расстреливать из тюремного замка по мосту через р. Усолку мимо Крестовоздвиженского собора и заречного сада по чердынскому тракту. У Буторина:

«…в момент нашего дежурства с Тверитиновым А.Ф. ночью повели на уничтожение попа и офицера Ланина, поп укусил Тверитинова, он его ткнул штыком, в это время Ланин бросился бежать, но за рекой за мостом была в саду застава которая его подстрелила в руку…»3

Ланину удалось бежать, а попа стрелки заставы утопили в Усолке с камнем на шее, и через два дня он всплыл ниже моста у собора. По описанию маршрута движения арестованных видно, что вели их по направлению на «борок».

Еще один ветеран гражданской войны, Петров Яков Михайлович, участник установления советской власти в городах Соликамске и Чердыни, оставил нам свои воспоминания. Во время наступления белых он попал в плен и содержался в Чердыни, ожидая отправления на станцию Усольская. Путь на станцию из Чердыни пролегал через Соликамск мимо «борка», и Петрова этот факт почему-то настораживал. Он пишет об этом так:

«…на завтра я получил 40 шомполов и меня положили в больницу при тюрьме, где я лежал до 29 января, а 29 января в числе 17 человек партию нас направили на усольскую станцию через Соликамск, но я задумался в Соликамске меня все знают и мне не миновать борка, т. к…»4

Далее отсутствуют 5 листов с текстом, повествующем о событиях в Соликамске, они вырваны. Остается только догадываться, чем Петров отличился в Соликамске раннее, что так опасался попасть на «борок».

Тетрадь Тверитинова Николая Васильевича

О том, что стрельбище было местом казни и захоронения «врагов революции», конкретно говорится в воспоминаниях Тверитинова Николая Васильевича. Как сын и брат коммунистов Николай Васильевич привлекался вместе с отцом на различного рода общественные работы. В своих воспоминаниях он описывает одну из таких «трудовых повинностей»:

«Осенью 1918 года были расстреляны попы и другие преступники, которые шли против советской власти. Они были расстреляны и похоронены на борке… Моего отца и ряд других коммунистов содержавшихся в тюрьме, заставили вырыть из могилы трупы. Я был очевидцем, выкопали эти коммунисты двух попов, схоронили в Преображенской церкви в ограду, против алтаря, а остальные трупы (количество не указывается – Д.Л.) были свезены на кладбище и зарыты».5

Удивляет, что эти воспоминания сохранились без исправлений и утрат, с такой информацией. Ведь начиная с 30-х годов «Совет ветеранов Гражданской войны» г. Соликамска культивировал «борок» как место гибели и захоронения коммунистов и красногвардейцев, погибших от рук «колчаковских банд». Причем число погибших к каждому юбилею октябрьской революции увеличивалось: сначала 16 человек, потом 28 – 30, позже говорилось уже о 36 жертвах.

Спорным остается вопрос, является ли это место братским захоронением. В воспоминаниях Буторина Ф. А. «борок» представлен как братская могила расстрелянных, но тут же он перечисляет ряд красногвардейцев, трупы которых вывезли родственники и похоронили на городском кладбище. Да и сам Буторин быть свидетелем данных событий не мог, так как не находился в городе, а был в эвакуации. О том, что расстрелянных с места казни увозили родственники и хоронили либо в городе на кладбище, либо в деревнях и селах, свидетельствуют воспоминания других людей.

Кочергина М.Я., дочь погибшего коммуниста Иртегова Якима Ильича вспоминает:

«Мы с бабушкой поехали за отцом на борок, но там его уже не было так, как его жена, не родная мне мать, жившая в Соликамске, наняла лошадь и в тот же вечер отвезла его в избушку на кладбище. При нашем приезде туда я увидела в избушке 4 человека из числа красных. Всех их положили в братскую могилу. Мы своему отцу сделали гроб, а тех троих человек бросили в могилу без гробов»6.

Из воспоминаний Бурмакиной Александры Федоровны о гибели брата, Тверитинова Александра Федоровича:

«…Тогда было убитых на борке с братом Сысоев Никон Петрович, Тверитинов Александр Васильевич. На другой день еще трое, в том числе Зубков Степан Иванович. Комендант распорядился убрать их на кладбище в избушку (мертвецкую) их туда увезли на отцовской лошади. В избушке лежали они дня три. Похоронили в разных могилах…»7.

Таким образом, из воспоминаний родственников оказывается, что увезли в город и похоронили: Иртегова М. Е., Иртегова Я. И., Сысоева Н. П., Чуклинова Н.Г.8, Зубкова С.И.9, Тверитинова А. Ф., Тверитинова А. В. Трупы Швецова М. Н., Швецова Н., Пегушина Н.А. были увезены родственниками в с. Касиб и похоронены за деревней Лызиб 10.

Труп Логинова Андрея Васильевича, зарубленного в городе у рязанцевских конюшен, был найден в снегу около кладбища. Из воспоминаний его жены Логиновой А.А.:

«…была отрублена голова не напрочь труп я его нашла через две недели, около кладбища около часовни в снегу зарыт был в одном белье и с ним был еще один человек по предположению из Половодова. Я его увезла в кладбищенскую избушку. Похоронила на кладбище 15 января 1919 г.»11.

Получается, что вероятнее всего всех расстрелянных на «борке», а также погибших в городе и его окрестностях свозили в мертвецкую, на кладбище и уже там хоронили, либо деревенские жители увозили своих родственников и хоронили по месту их жительства. Таким образом «борок», как место захоронения, вызывает большое сомнение, и точку в этом вопросе могут поставить археологические исследования.

До недавнего времени на памятнике была надпись:

«Погибшим борцам за советскую власть
В г. Соликамске в 1918-1919 г.г.
Здесь
Расстреляны и похоронены
Дегтяников Н.А. Зубков С.И.
Тверитинов А.Ф. Исупов С.И.
Тверитинов А.В. и др.
Всего 28 человек».

В 2008 году эту надпись заменили на: «Погибшим в годы Гражданской войны 1918-1919 г.г.», тем самым, приравняв в статусе жертв и тех, и других.

Но если хотя бы примерное количество погибших борцов за советскую власть на этом месте известно, то число расстрелянных на «борке» этой властью мы не узнаем уже, по всей вероятности, никогда. С тех времен сменилось несколько поколений и уже некому рассказать ту вторую правду о «борке».
_____________________________________________
1. Соликамск. Историко-культурные памятники. Путеводитель. Пермь, 1975. С. 134.
2. Ф. 130 Д. 717 Л. 37.
3. Там же. Л. 36.
4. Ф. 130 Д. 442. С. 56.
5. Ф. 130. Д. 713. Л. 7.
6. Ф. 130. Д. 218. Л. 1.
7. Ф. 130. Д. 138. Л. 1.
8. Ф. 130. Д. 795. Л. 1.
9. Ф. 130. Д. 202. Л. 1.
10. Ф. 130. Д. 418. Л. 1.
11. Ф. 130. Д. 340. Л. 1.

Просмотры: (121)

Добавить комментарий