О крестных ходах Пермской епархии

Достаточно полное перечисление крестных ходов, совершавшихся в различных местностях Пермской епархии, можно найти в «Пермской летописи» В.Шишонко (Пятый период, ч. II. Пермь. 1887). Описываются эти благочестивые традиции пермяков и в других литературных источниках.

Крестный ход в Соликамске

Так, в книге протоиерея Александра Луканина «Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска» (Пермь, 1882), читаем:

«Крестные ходы, сверх установленных церковью, в Соликамске бывают:

1). в девятый пяток по Пасхе вокруг города;

2). в четверток на седьмой неделе по Пасхе, или в семик, на могилы убиенных от нагайских татар;

3). июля 8-го из города в село Городище, а отсюда с явленною иконою Знамения Божией Матери на место ее явления, или, как здесь говорят, на лога;

4). сентября 8-го из города в село Усть-Боровское;

5). апреля 23-го, в день св. великомученика Георгия из города в деревню Попову;

6). в неделю всех святых к часовне во имя святителя Николая, называемой башенною.

Священник Димитрий Чистюхин в своей книге «Чердынь православная» (Романово-Борисоглебск. 2002) приводит данные о том, что не позднее, чем с первой половины XVIII в. появился обычай приносить в Чердынь с крестными ходами в день памяти св. Прокопия Устюжского явленную икону св. Николая Чудотворца из с. Ныроб, а вместе с ней еще девять наиболее почитаемых икон из разных селений Чердынского уезда. В день памяти св. Прокопия совершались торжественные богослужения во всех чердынских храмах и проходил по всему городу крестный ход.

6 января (ст.ст.) каждый год совершался в Чердыни крестный ход к часовне защитников Кондратьевой слободы, убиенных в 1547 г. при набеге нагайцев.

Сведения о многочисленных крестных ходах, совершавшихся в Чедынском уезде, собранные из различных источников, приведены в книгах Г.Н. Чагина «Города Перми Великой Чердынь и Соликамск» (Пермь. 2004) и Г.А. Бординских «Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска» (Соликамск. 1996).

Серия статей священника Ипполита Словцова «Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда» (ПЕВ. 1875-1876 гг.) также содержит ценный материал о крестных ходах, особенно в районе Усолья и нынешних Березников (Зырянка, Веретья, Ленва, Дедюхин и др.).

XIX век, Соликамск, Крестный ход к монастырю

В воспоминаниях путешественников, посещавших г. Кунгур в дореволюционное время, остались восторженные отзывы о благочестии жителей города и многочисленных крестных ходах. Особенно многолюдным и торжественным был крестный ход в девятую пятницу по Пасхе (см., например, статьи «Церковная летопись Кунгура» диакона Евгения Золотова – ПЕВ. 1902. №№ 7, 9, 11, 13, 17, 19, 21, 25; книгу З.Я. Лепихиной «Кунгур православный» — Пермь. 2007).

Крестным ходом приносился в Кунгур чтимый образ Святителя Николая из с. Кыласово. По преданию, написан он был в иконописной мастерской Пыскорского монастыря.

Многочисленный крестный ход каждый год сопровождал другую чтимую — явленную — икону Святителя Николая, находившуюся в селе Кольцово, при перенесении ее в храм с. Верхние Муллы. Перед этим образом неоднократно служил молебны сщмч. Андроник, епископ Пермский и Кунгурский.

В Усольском Николаевском храме хранился драгоценный крест с частицами мощей 35 христианских подвижников. История этой святыни уходит корнями в XVIII в. До 1790 г. крест находился в Московской домовой церкви барона Г.А. Строганова, в 1790-1820 гг. – у домоправителя его, а в год освящения Николаевской церкви крест был помещен в ее алтарь. Спустя 90 лет крест решили вынести на всеобщее поклонение. В связи с этим была заказана икона с изображением всех святых, упоминаемых на мощевике, в которую 30 октября 1911 г. в церкви Пермского Белогорского подворья начальником Серафимовского скита отцом иеромонахом Серафимом (Кузнецовым) и священником Николаевской церкви отцом Владимиром Борисовым был вложен драгоценный крест. По благословению Преосвященнейшего Палладия, епископа Пермского и Соликамского, икона с крестом-мощевиком от железнодорожной станции Шиши крестным ходом «торжественно была несена в село Усолье, при чем в селах Подслудном, Троицком, Зырянке, Веретийском, Ленве и г. Дедюхине были совершаемы соборне причтами местных церквей с сопровождающим святую икону причтом Николаевской церкви торжественные всенощные бдения и Божественные Литургии. Причты церквей устраивали для иконы торжественные встречи с крестным ходом и толпой народа, встречающего с возженными свечами и с пением божественных песнопений за 3 и более верст – причт села Троицкого вышел на встречу с крестным ходом за 6 верст. В селе Усолье драгоценную святыню встретил крестным ходом из всех усольских церквей и в сопровождении всего усольского духовенства настоятель Соликамского мужского монастыря архимандрит Хрисанф. Народу было при встрече, по мнению очевидцев, свыше трех тысяч, а такое стечение небывалое для местного края» (Борисов В., священник. Краткое описание жития Святых Угодников Божиих, частицы мощей коих вложены в икону, находящуюся в Николаевской церкви с. Усолья Соликамского уезда Пермской губернии. Усолье, 1912).

В конце XIX — начале XX в. крестные ходы в Пермской епархии приобрели выраженный миссионерский характер. В значительной мере способствовало этому появление в Осинском уезде миссионерского Свято-Николаевского мужского монастыря. Первый такой крестный ход шел на Белую гору из Перми в 1898 году (ПЕВ. 1898. №12 неоф. отд. с. 225-228). В 1997 году традиция Белогорских крестных ходов была возрождена, паломники вышли из Перми 24 июля и 1 августа – в день памяти преп. Серафима Саровского приняли участие в Божественной литургии, которую служили в монастырском Крестовоздвиженском соборе. С тех пор крестный ход в это время проходит ежегодно.

Миссионерские крестные ходы в инородческих районах Пермской епархии имели особо важное значение. Они проходили в Соликамском и Чердынском уездах, имевших значительное число сел и деревень коми-пермяков, а также на юге епархии, но это – предмет для отдельного исследования, тем более, что в с. Кочево находился в начале ХХ в. скит Соликамского Свято-Троицкого монастыря (ставший перед октябрьским переворотом самостоятельным иноческим общежитием), а в селах Большая Коча и Пешнигорт трудами выдающегося миссионера священника Иакова Шестакова были основаны два женских миссионерских монастыря. В память посещения в 1914 г. Пермской губернии Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной была основана женская миссионерская Елисавето-Мариинская община в Шамарах (Кунгурский уезд).

Но вскоре в стране появились скорбные поводы для проведения крестных ходов. Так, 19 ноября 1917 г., после получения известия о происшедшем в Петрограде государственном перевороте, по г. Чердыни был совершен крестный ход. Пермские епархиальные ведомости сообщали, что после Божественной литургии на площади у собора «был совершен молебен с акафистом Спасителю, перед которым уездный миссионер обратился к многочисленным молящимся с горячим призывом молиться о спасении погибающей Родины, затем крестный ход направился по городу, где в разных пунктах совершались моления «о спасении Державы Российския и о прекращении междоусобной брани». У часовни «убиенных» была отслужена панихида по погибшим от междоусобной брани. Закончился крестный ход у Покровской часовни служением молебна Пресвятой Богородице с пением «Высшую» и чтением молитвы… Чувствовалось, что русский народ-богоносец не забыл еще своего исторического пути молитвы и покаяния» /ПЕВ. 1918. №1-2. С.15/.

Число святынь, утраченных в нашей стране в богоборческие годы, огромно. Некоторые из них по воле Божией мы обретаем снова. Так, в Соликамске Господь сохранил особо чтимый образ угодника Своего – Святителя Николая Чудотворца, присланный в город царем Иваном Грозным. Икона при закрытии собора попала в местный краеведческий музей. В 1965 г. складень увезли в Москву на реставрацию. Сорок лет под разными предлогами откладывалось возвращение его на Соликамскую землю. Долгожданное событие произошло в 2005 году – 28 июня отреставрированный образ святителя Николая сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства был передан делегации Соликамска. В торжественном мероприятии принимали участие представители администрации Пермского края, епископ Пермский и Соликамский Иринарх и многочисленные журналисты. В тот же день чартерным рейсом образ был доставлен в Пермь, и два дня святыня находилась в кафедральном соборе, доступная для поклонения тысяч православных жителей Пермского края. 1-го июля реликвия вернулась на Соликамскую землю. Владыка с многочисленным собором духовенства отслужил молебен, и грандиозный крестный ход, каких давно не видел древний город, двинулся к Богоявленской церкви. Прихожане Соликамских храмов, многочисленные иногородние паломники и все жители города были объединены общей духовной радостью. Благодатный образ у Богоявленской церкви был встречен словами акафиста: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!»

Возрожден крестный ход 8/21 июля из Знаменской церкви с. Городище Соликамского района с иконой Божией Матери «Знамение» «на лога» — место явления этого образа. Из года в год все большее число паломников принимают участие в этом празднике.

Подготовила Т. Морозова

Просмотры: (279)

Добавить комментарий